отдых в Карелии
Туры Размещение Карелия Достопримечательности Фото Отзывы

Кантеле
Кантеле

Инструмент со «светлым, строгим, простым звучанием», cимвол и выражение гения талантливого карельского народа. Кантеле было широко распространено у вепсов, у ижар. Ближайшие родственники — национальные инструменты эстонцев, латышей, марийцев, чувашей, русских — каклес, кокпе, кюсли, гюсли, гусли. Под аккомпанемент кантеле пелись руны. Оно совершенно по форме, порой было украшено резьбой. Этот инструмент сам иногда по себе замечательное произведение декоративно-прикладного искусства и всегда характерный памятник материальной культуры создавшего его народа.

Считается, что первое кантеле — из челюсти щуки. Щука считалась священной рыбой. Карельские этнографы не раз отмечали следы этого культа. Первое кантеле — это обрядовый инструмент, струны его — из волос коня Хийся, «жеребца, что вечно в мыле», у которого «из волос огонь струился, подымался дым из гривы». Считается, что волосы умерших людей способны оживлять заведомо неодушевленные предметы, т.е. вселять в них душу.

Когда первое кантеле было потеряно, Вяйнемяйнен делает деревянное. Первое — арфа с резонатором у основания струн, второе — корпус, характерный для щипковых инструментов типа гуслей, с двумя деками и обечайками. Любопытно упоминание о пропитке второго кантеле морской водой.

По материалам: В. Пулькин «происхождение красоты».

Хотите узнать больше о Карелии? К вашим услугам: словарь и набор интересных фактов и легенд.

Карелия

Резьба по дереву

Любой карельский юноша является латентным профессионалом в резьбе по дереву, до поры до времени его умения в этой области незаметны, но потом наступает период полового созревания, приходит первая любовь и на одной из берез появляется вырезанная фраза: Иван + Марья =... К сожалению, не все после первого опыта продолжают заниматься резьбой по дереву.

В различных частях России карельская деревянная посуда пользовалась большим спросом. Уже в средние века карельский умелец предлагал широкий спектр различных изделий, сделанных из капов или прямоугольных блоков древесины: солонки, ступки, блюда, братины, стаканы, рюмки, ковши, ложки и другие предметы. При этом большинству из этих изделий свойственны массивные тяжеловесные пропорции. Орнаментация практически отсутствует, ее заменяет волнистая структура материала или сделанные на внешней стороне многочисленные выемчатые порезки.

На этом можно было бы закончить и поразиться мастерству карельских резчиков, которые убедили окружающих, что резные узоры не нужны, если бы не прекрасные примеры плоскостной резьбы, которая имела у карел чрезвычайно широкое применение для декорирования деталей оформления домов, орудий женского труда, а для особых эстетов даже ручки граблей и лыжи.

Но особой популярностью пользовались прялки, причем они имели свои локальные особенности. Северокарельские прялки имели веслообразные лопасти, наиболее часто украшались трехгранно-выемчатой резьбой, хотя использовались и желобчатая, контурная однолинейная, а также резьба на проем. Орнаментом служили композиции из прямых зубчатых линий, треугольников, крестов, кругов, лучистых и лепестковых розеток. Прялки южной Карелии имели узкие стреловидные лопасти и украшались сложной контурной резьбой с орнаментом ленточного типа, характерного для древних карел и новгородских земель.

К сожалению, повсеместно распространенное еще в XIX веке, это искусство в XX веке стало затухать и резьбой по дереву занимается все меньше и меньше людей — видимо, постепенно привыкают к процессу исчезновения лесов на земле.



А также:
Главная → Карелия → История → Резьба по дереву